г. Нижний Новгород, ул. Черниговская, 15а

На что влияет автомобильный катализатор и какой у него ресурс?

Работоспособность катализатора

Выхлопные газы автомобилей в начальном виде имеют большое количество вредных для здоровья живых организмов и окружающей среды веществ. Для защиты от токсичных и опасных элементов выбросов автомобилей разработаны каталитический нейтрализаторы.

В них происходят химические реакции, в процессе которых окись азота, пары бензина, углеводород и прочие вредные вещества преобразуются в безопасные для человека воду, азот, углекислый газ.

Из чего состоит катализатор

Каталитические нейтрализаторы, или просто катализаторы, устанавливаются на автомобили с дизельными и бензиновыми двигателями. От состояния катализатора зависит корректная работа автомобиля, его расход топлива и тяговые характеристики. КН расположен в выхлопной системе и через него проходят все выбросы, появляющиеся от работы двигателя. Пройдя через катализатор, выхлопные газы не исчезают полностью, а становятся чище и во много раз снижается концентрация вредных токсичных веществ в выбросах.

Каталитический нейтрализатор состоит из:

  • металлического корпуса с патрубками для поступления выбросов и выводом нейтрализованного выхлопного газа;
  • блок из керамических или металлических сот;
  • преобразователь вредных веществ;
  • защитный металлический кожух.

Стенки ячеек покрыты микрослоем драгоценных металлов. В зависимости от производимой модели это могут быть палладий, родий, иридий, золото.

Выпускаются трехкомпонентные КН. Поступая в ячеистую структуру, токсичные вещества полностью заполняют ячеистый блок. Происходит связывание оксидов азота, преобразование углерода в пар, и угарного газа в углекислый в результате химических реакций с драгметаллами.

В устройстве выхлопной системы дизельных двигателей предусмотрен также сажевый фильтр.

Он дополнительно очищает выбросы значительно снижая концентрацию токсичных элементов.

Катализатор внутри

Процесс переработки выхлопных газов

Рабочий процесс каталитического нейтрализатора

Каталитический нейтрализатор, пропуская через ячеистую структуру керамического или металлического блока токсичные вещества очищает выбросы и выводит через выхлопную трубу конечный результат своей работы. Выхлоп не очищается полностью, но он становится заметно чище.

Этапы:

  • поступление выбросов в катализатор;
  • химическая реакция преобразования токсичных элементов в менее вредные вещества;
  • выход переработанных выбросов, степень очистки которых контролирует датчик и передает на бортовой компьютер автомобиля.

Сразу после запуска ДВС очистка выбросов не происходит. Катализатор в начале не работает, так как нейтрализатор имеет рабочую температуру от 300°С.

Идеальный температурный диапазон для комфортной работы катализатора является 400-800 градусов по Цельсию. В случае нагрева до температур выше 800 происходит оплавление ячеек нейтрализатора, в результате чего соты начинают забиваться, и срок службы сокращается.

Срок службы катализатора

Производители катализаторов указывают срок службы устройства в километрах. Среднее значение варьируется от 100 и примерно до 150 тысяч километров в зависимости от модели. Но преимущественно катализаторы выходят из строя преждевременно. Причинами этому являются следующие факторы:

  1. Топливо.
    Не качественное топливо с обедненной смесью, не догорая в цилиндрах двигателя сгорает в коллекторе, в результате чего катализатор перегревается. Слишком богатая смесь, не догорая закупоривает ячейки остатками несгоревшего топлива.
  2. Неполадки в работе двигателя.
    Очень часто некорректная работа двигателя сопровождается расходом масла в процессе эксплуатации. Так называемый масложор является одним из главных виновников преждевременной гибели катализатора. Продукты горения масла из двигателя отправляются в КН и забивают его соты.
  3. Механические повреждения.
    Так как выхлопная система расположена на днище автомобиля катализатор может получить механические повреждения.
    Проезжая большие ямы, бордюры есть риск получить удар в выхлопную систему. От удара часть сот в катализаторе повреждается и рассыпается, заполняя и забивая собой уцелевшие соты.
  4. Автомобильные пробки.
    Если автомобиль часто и подолгу простаивает в пробках, то это несомненно скажется на сроке службы КН.  Даже не двигаясь автомобиль с заведенным двигателем потребляет топливо. Также из-за отсутствия встречного потока воздуха, охлаждающего двигатель и выхлопную систему автомобиля возрастает риск возникновения перегрева.

На что влияет катализатор

На что влияет катализатор

Не исправный катализатор не справляется с задачей очистки выхлопных газов и оказывает не благоприятное воздействие на атмосферу. Не очищенные выбросы сильно загрязняют воздух.

От корректной работы каталитического нейтрализатора зависит поведение автомобиля.

При вышедшем из строя катализаторе пропадает мощность автомобиля, разгоняться ему удается с трудом. Потеря мощности сопровождается увеличенным расходом топлива. Автомобиль потребляет топлива много, но едет плохо и со временем может начать глохнуть на ходу и перестать заводиться вовсе. Так же забитый катализатор грозит перегревом двигателя, так как воздухообмен в ДВС будет нарушен.

О неисправности катализатора бортовой компьютер оповещает сигналом check engine. Загорается ошибка в случае передачи лямбда-зондом информации в бортовой компьютер о неэффективной работе каталитического нейтрализатора. При диагностике выходит код ошибки P0420, P043.

В случае разрушения катализатора твердые частицы могут попасть в цилиндры двигателя, где при хождении поршня образуются задиры устранить которые получиться только дорогостоящим капитальным ремонтом.

Последствия эксплуатации авто с забитым катализатором

Эксплуатировать авто с забитым катализатором не рекомендуется. Это крайне неблагоприятная для корректной работы автомобиля неисправность, не своевременное устранение которой может иметь серьезные последствия.

Выход из строя фильтрующего агрегата сопровождается:

  • повышением количества вредных выбросов в выхлопных газах;
  • снижение мощности двигателя;
  • увеличение расхода топлива;
  •  затруднение запуска двигателя.

Длительная эксплуатация с неисправным катализатором может привести к серьезным поломкам двигателя. В случае разрушения части, наполняющей катализатор, частицы наполнителя могут попасть в цилиндр двигателя. Это грозит образованием задиров на поршнях и стенках цилиндров.

На что влияет катализатор

На что влияет катализатор

Не исправный катализатор не справляется с задачей очистки выхлопных газов и оказывает не благоприятное воздействие на атмосферу. Не очищенные выбросы сильно загрязняют воздух.

От корректной работы каталитического нейтрализатора зависит поведение автомобиля.

При вышедшем из строя катализаторе пропадает мощность автомобиля, разгоняться ему удается с трудом. Потеря мощности сопровождается увеличенным расходом топлива. Автомобиль потребляет топлива много, но едет плохо и со временем может начать глохнуть на ходу и перестать заводиться вовсе. Так же забитый катализатор грозит перегревом двигателя, так как воздухообмен в ДВС будет нарушен.

О неисправности катализатора бортовой компьютер оповещает сигналом check engine.

Загорается ошибка в случае передачи лямбда-зондом информации в бортовой компьютер о неэффективной работе каталитического нейтрализатора. При диагностике выходит код ошибки P0420, P043.

В случае разрушения катализатора твердые частицы могут попасть в цилиндры двигателя, где при хождении поршня образуются задиры устранить которые получиться только дорогостоящим капитальным ремонтом.

Для увеличения рабочего ресурса данного фильтрующего устройства необходимо производить современное обслуживание автомобиля и исключить выгорание масла в двигателе. Заправляться качественным топливом, соответствующим марке и модели автомобиля, не злоупотреблять присадками, обогащающими топливную смесь.

В случае если у вас возникли сомнения в работоспособности нейтрализатора, или был удар в выхлопную систему, рекомендуется провести диагностику. Произвести оценку состояния агрегата можно в специализированных СТО. Где смогут произвести замеры противодавления, создаваемого выхлопными газами, с помощью монометра, мотор-тестера и произвести визуальный осмотр, не снимая саму деталь при помощи эндоскопа.

Определить самостоятельно работоспособность и неисправность детали можно следующим методом: поднести руку в перчатке к выхлопной трубе при работающем на холостых оборотах двигателе. Если толчки в руку от выхлопных газов еле заметны — забит катализатор. При разрушенном катализаторе появляется сизый едкий дым.

Если преобразователь выхлопных газов вышел из строя следует в ближайшее время устранить его. Удалить вышедший из строя нейтрализатор все равно придется, а затягивать процесс экономически не целесообразно. Увеличенный расход топлива создаст дополнительные расходы, а отсутствие выхода отработанных газов скажется на работоспособности двигателя.

Забитый катализатор в будущем может привести к тому, что авто не заведется в самый не подходящий момент, например на трассе. Или деталь разрушится и тогда дорогостоящего ремонта двигателя не избежать. На месте удаленного катализатора можно установить новый или заменить на пламегасители с последующей установкой «обманки» на кислородный датчик.

Как следить за состоянием катализатора

 Как следить за состоянием катализатора

Оставьте заявку
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
 

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено